Летнее раннее утро в таком уже привычном аэропорту

Нах Берлин (V Berlin). Любек, Гамбург, Берлин. Германия. Июнь 2013.

Сразу после покупки билета мы долго решали куда ехать дальше с аэропорта: в Копенгаген смотреть на русалку или же посмотреть на побежденную, разрушенную, разграбленную после Второй Мировой страну с её когда-то разделённой на две части столицей.

Летнее раннее утро в таком уже привычном аэропорту Летнее раннее утро в таком уже привычном аэропорту Этот медведь чувствует себя хорошо и как бы приветсвует тебя, турист

Да, мы все-таки решили посетить Берлин.

Любек

Удобный автобус к терминалу не подвозит, нужно идти пешком Автобус от терминала аэропорта в Гамбург Место парковки автобуса для трансфера в Гамбург Типичная раздолбанная сельская дорога в пригороде Любека

К великому удивлению, после посадки в Германии автобус для трансфера от самолета к терминалу не подали. Перон для самолетов находится рядом с терминалом. Терминал разделен на два ангара, ангар прилета и ангар улета. От аэропорта дальше можно сесть на автобус в Гамбург (10 евро в одну сторону), автобус в Любек или пройтись до железнодорожной станции неподалеку на поезд в Любек. Автобус в Гамбург ждет пассажиров сразу возле выхода с терминала, отъезжает через минут 30-60 после прилета рейса (так чтоб все успели и паспортный контроль пройти и багаж получить), приезжает за полтора-два часа до отлета. К сожалению, сразу познакомится с местными железными дорогами не получилось: в этот день проводились ремонтные работы на железнодорожном участке соединяющим Любек с аэропортом. Все проходящие поезда пущены по объездным путям. Поэтому мы пошли на муниципальный автобус. Остановка расположена справа от выхода с терминала, сразу за стоянкой прокатных машин. За 3 евро с человека довозит до главной автостанции в Любеке. Столько же стоит и билет на поезд от терминала до вокзала в Любеке. Через дорогу от автовокзала расположен железнодорожный вокзал DB.

Вход на железнодорожную станцию возле аэропорта Вот и весь терминал аэропорта в Любеке

Поезд в Гамбург около обеда. Как раз есть время успеть осмотреть небольшой городок. Т.к. немецкий ещё не знали, то не поняли, чем же вызвано такое обилие ретромашин и ретроводителей в них. Может быть какой-то фестиваль? Или это всегда так по субботам?

Ретрогонка, ретромашины, ретроводители. Ретрогонка, ретромашины, ретроводители. Ретрогонка, ретромашины, ретроводители. Будь очень осторожен, сворачивая с центральных улиц в Германии

Самое важное в Любеке - идти по центральным улицами и никуда в подворотни не сворачивать и тогда можно увидеть все что радует глаз: фонтаны, работающий муниципальный транспорт без маршруток, постройки, которые старше коммунизма. Но стоит свернуть в неприметный поворот, как попадаешь на переулок секс-шопов и сопутствующей атрибутики. Зазывающие вывески наверняка красиво светятся ночью.

Старые ворота в Любек Ворота в старый город. Река, отделяющая центр Любека от остального города Река, отделяющая центр Любека от остального города Пальмы не настоящие, это все фотошоп. Любек Футбольчик в центре города? Без проблем. Фрагмент городской архитектуры Собор в Любеке

Историческая часть города находится на острове. С остальным городом её соединяет множество мостов. Прогуливаясь по улицам, зашли в один из супермаркетов. Цены в супермаркетах на алкоголь, продукты и некоторые фрукты ниже украинских, на мясо и яйца дороже. Воображение взбудоражила чудо-машина.

Автомат по обмену бутылок на деньги Фрукты на уличной раскладке Магазин с пластинками Собор в Любеке

Если "покормить" её банками от пива, стеклянными бутылками или пластиковой тарой определенных форматов, то согласно тарифу автомат выдаст наличные евро. Или  евроценты, если бутылок не так много. Отдельно замечу: 1) сдавать бутылки тут (в Германии) считается не зазорным; 2) цены на напитки в большинстве магазинов имеют две цены: одну - если просто покупаешь напиток в таре, и вторую - если приносишь для сдачи пустую использованную аналогичную тару, разница около 25 евроцентов. К слову о государственных и прочих программах по защите окружающей среды.

"Памятник науке со следами отгрызания"-так мы назвали в шутку эту инсталяцию "Памятник науке со следами отгрызания"-так мы назвали в шутку эту инсталяцию "Памятник науке со следами отгрызания"-так мы назвали в шутку эту инсталяцию "Памятник науке со следами отгрызания"-так мы назвали в шутку эту инсталяцию Улица в историческом центре Любека Футбольчик в центре города? Без проблем. Улица в историческом центре Любека Одна из построек в историческом центре города

Тут же стоит автомат минифотолаб по печати фото с разнообразнейших носителей на фотобумагу. Фото 20х15 стоит 40 евроцентов.

Табло прибытия и отбытия поездов на железнодорожном вокзале в Любеке Железнодорожный вокзал в Любеке Хендлинговый автомат с кофе и к кофе

Вокзал в Любеке (я подозреваю, что и в остальных провинциальных городках Германии) построен очень удобно. Поезда подаются на "подземный" уровень, основной уровень вокзала совпадает с уровнем города. Выход на платформы по ступенькам, есть лифты. Т.к. немцы очень пунктуальны и не очень любят неожиданности, то увиденное на платформе меня ни сколько не удивило.

И никаких "Нумерация вагонов с головы поезда"

Это текущее расположение путешественника относительно вагонов поездов IC (Inter City), ICE (Inter City Express) в соответствии для каждого поезда для данной платформы. Т.е. на 6 месяцев вперед каждый немец знает где его вагон. И никаких домомучений "Нумерация вагонов с головы поезда".

Поезд с Любека в Гамбург Электричка Regio

Поданная для поездки в Гамбург обыкновенная германская электричка имела вагоны двух классов, некоторые вагоны второго класса были оборудованы для перевозки велосипедов (до 20 шт в один вагон, согласно надписи на вагоне) и имели второй этаж. Наличие вагона для перевозки велосипедов следует предварительно уточнять в расписании. Во время езды встречалась и иная классовая компоновка двухэтажных вагонов: снизу второй класс, вверху первый. Наш вагон был полностью второго класса.

Поезд подан к платформе, но двери не распахнулись радостно и из них не вывалились проводники. Это нас немножечко, но озадачило. Вспоминая путешествия в Австрию, мы нажали на большую зеленую кнопку на дверях. Со звуком "вжи-и-и-их" двери открылись. О своем желании закрыться через где-то полторы минуты двери уведомили звуковой сигнализацией и индикаторной лампой на входе и выходе.

Компостировать билет (как к примеру в Италии) до входа в поезд не надо. Да и не чем. Бодрый и веселый немец в ходе поездки несколько раз проходил по вагонами и проверял у новеньких билеты.

Сами билеты можно купить как предварительно на веб-сайте (на поезда класса IC и ICE билет купленный заранье через Интерент будет стоить значительно дешевле) так и через автомат самообслуживания, которых есть на вокзале в достаточном количестве, чтоб не создавать очередь. Билетные кассы есть только в крупных городах в центре обслуживания пассажиров. В автоматах есть помимо немецкого еще англо-, польско, испаноязычное меню. Для покупки доступны все варианты билетов (групповые, земельные, одноразовые, билеты на местный транспорт). Автоматы принимают наличные в любой форме. Украинские VISA без чипа не приняли. Надписи на автомате намекают, что только Maestro.

Обыкновенная такая себе немецкая электричка двинулась практически бесшумно. Система кондиционирования доводила воздух в вагоне до комфортной температуры, а поезд между тем выходил на свои обычные 130-140 км/час. Во втором классе откинуть кресла назад нельзя. 4 кресла в ряду, с проходом для пассажиров по центру. Багажные полки под потолком и багажная секция для больших сумок в начале и в конце вагона.

Гамбург

Вокзал в Гамбурге по принципу постройки аналогичен Любеку. Подземный уровень - поезда, автоматы по продаже билетов и эстакады для удобного подхода к поездам - в уровень города и на наземном уровне. Вокзал одновременно обслуживает междугородние поезда, электрички Regio и городскую электричку  S-Bahn.  Для каждого типа поездов свои платформы. Для прохода в метро надо выйти из вокзала. Вместо касс - автоматы по продаже как на поезда любого направления, так и на городской транспорт. "Железнодорожные" автоматы имеют меню для покупки "городских" билетов, а "городские" автоматы - меню для "железнодорожных" билетов. Оплата наличными. Карты - исключительно Maestro. В Гамбурге очень разветвленная сеть метро. Для передвижения по городу взяли групповой билет (10.40 евро). Для двух человек он выходит на 0.4 евро дешевле, если бы брали индивидуальные билеты. Если же путешествовать впятером, то стоимость дня для человека будет около 2.58 евро.

Каналы в Гамбурге Ратуша в Гамбурге Улицы в Гамбурге  Улицы Гамбурга Мерия Гамбурга Венеция? Нет! Гамбург. Фонтан на озере в Гамбурге Канализационный люк в Гамбурге   "Девишник в полицейской аккадемии Гамбурга" Паркомат и цены на парковку в Гамбурге

Сразу с вокзала заскочили в хостел. Оставили вещи, прихватили фотоаппарат и вернулись обратно в центр. Хостел ранее скорее всего был студенческим или семейным общежитием: 8 этажей, блочное расположение жилых помещений. На рецепции понимают английский. Можно взять бесплатную карту центральной части Гамбурга. На первом этаже есть несколько торговых автоматов с напитками и закусками. Цена на напитки уже с вычетом цены на тару - дешевле чем в городе. Вообще торговые автоматы есть по всему городку, как правило на остановках метро. В хостеле есть кухня. Но кастрюлю и тарелки выдают только при депозите 20 евро.  Предоставленный номер изначально был как общий для 3-х, вдвоем был выбор на какой кровати спать.

Озеро в Гамбурге

Ещё только выйдя с вокзала очень были поражены большому количеству эмигрантов. Иногда доходило до абсурда: русскоговорящий афронемец негр.

Как и всех мальчиков, которые в детстве играли в игрушечные поезда, меня тянуло в Hamburg Miniature Wunderland. Входной билет 12 евро с человека. Находится недалеко от одной из станций метро, на берегу реки.

Скульптурное творчество в ботаническом саду Гамбурга Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад Гамбурга Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад в Гамбурге Неказистое развлечение для детей и взрослых в ботаническом саду Гамбурга Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад в Гамбурге Ботанический сад в Гамбурге

Хотелось еще успеть попасть в ботанический сад. Чтоб избежать серии пересадок, просто пробежались через центр и ратушу. В центре много велодорожек и мотоциклистов. Фестиваль что ли какой-то? В ботанический сад вход свободный.

Берлин

Вагон второга класса в поезде Гамбург-Берлин Это тоже вагон второга класса в поезде Гамбург-Берлин

На утренний поезд на Берлин, при предварительной и заблаговременной покупке через Интеренет, билет стоит 49 евро на двоих, вместо 152 в день поездки. По мере приближения к дате поездки (с двух недель где-то, более точно не отследил) цена за билет в интернете увеличивается постепенно до обыкновенной.

Схема железнодорожного вокзала в Берлине

Поезд подали вовремя. Вагоны свободные. Второй класс может размещаться как в общем секторе так и в отдельных купе. Что очень удивило. Кресла можно перевести в полулежачее положение и при этом остается ещё сантиметров 20 свободного места. Едет около 250 км/час. В середине пути проверили билеты: сосканировали штрих-код на билете, верифицировали кредитную платежную карту, которой было осуществлена покупка. Для граждан СНГ доступен только способ верификации через платежную карту, с которой проводился платеж. Паспорт в данном случае никому не интересен. Так что не забудьте ее взять с собой. Для граждан ЕС доступна верификация по паспорту, id card, карточке Bahn Card.

Центральный железнодорожный вокзал в Берлине Центральный железнодорожный вокзал в Берлине Центральный железнодорожный вокзал в Берлине Центральный железнодорожный вокзал в Берлине Центральный железнодорожный вокзал в Берлине  Центральный железнодорожный вокзал в Берлине Велогонка в центре Берлина Центральный железнодорожный вокзал в Берлине

Берлинский центральный железнодорожный вокзал представляет собой очень большой комплекс на несколько этажей, по которым проносятся пассажиры и поезда разной дальности следования. Поезда долго не стоят. Максимм 5 минут. Движение очень плотное.

Типичная парковка в Берлине Велогонка в центре Берлина Велогонка в центре Берлина

В этот день по Берлину проходила какая-то велогонка. Часть центральных дорог была перекрыта для вижения автомобилей.

Это просто два купола и ничего более. Но думаю, что архитекторы иногда посмеиваются, глядя на свои работы.  Бундестаг Система зеркал для освещения зала заседаний в Бундестаге Купол и система зеркал над Бундестагом Бундестаг

Одно из знаковых мест, которое следует посетить - Бундестаг. Проводится отдельная экскурсия на крышу немецкого парламента. Желающие могут поискать надпись "Тут был Василий" нацарапанную в 1945-м. Экскурсия бесплатная, но ее надо предварительно согласовать и заказать через интернет. Выдают аудиогид. Есть даже на русском.

Тематическая выставка по Берлинской стене Плакаты предвоенных времен Музей траббанов Фрагмент Берлинской стены Фрагмент Берлинской стены в музее террорра Фрагмент Берлинской стены в музее террорра Турист, будь ты в 50-х, знай, что за этой линией ничего хорошего нет. "Тут был Брежнев" Франмент Берлинской стены

К сожалению, одна из знаковых достопримечательностей Берлина - Берлинская стена на данный момент практически полностью снесена. Остался только фрагмент в мемориальном комплексе недалеко от пропускного пункта "Чарли" и на набережной (далеко очень от центра, поэтому не стали туда даже пытаться добраться). Во всех остальных местах, на месте когда-то стены на асфвальте оставлен только её след.

Музей траббанов Станция метро в Берлине В центре - автоматы по продаже билетов, слева и справа от них - желтые компостеры Река Шпрее используется как транспортная артерия

В Берлине очень показательно представлена концепция единого  проездного билета на муниципальный транспорт. Город поделен на тарифные зоны. Есть понятие одноразового билета и дневного билета. Так же есть групповые билеты на городской транспорт. Для Берлина уже втроем имеет смысл покупать групповой билетик. При первом использовании билет следует закомпостировать на специальных компотсерах, которые присутсвуют на каждой станции. В черте тарифной зоны можно перемещаться на любом транспорте: метро (U-Bahn), трамвай, автобус, надземное метро (S-Bahn), поезда Regio.

Типичный график работы магазинов в Германии

Как и в любом месте, где говорят приимущественно на немецком, есть определенные проблемы с открытыми магазинами в выходной день. Из ближайших к нам был магазин на железнодорожной станции возле зоопарка (работает до 22.00 в субботу). Маршрут к нему нам любезно подсказал в отеле. Итерьер и цены ни чем не отличаются от магазина в Любеке или Гамбурге.

Музей сосисок. "Мы тут тоже были" Музей сосисок. Музей траббанов Бранденбургские ворота Бранденбургские ворота

Совершенно случайно (да-да, честно-честно) недалеко от отеля оказался магазин Louis. К сожалению, даже символические новые перчатки не были заложены в бюджет поездки. Поэтому пришлось попускать слюни и запланировать визит в следующей поездке.

Фрагмент Берлинской стены Жираф из кубиков Лего Фрагмент хвоста жирафа из кубиков Лего Цикл "жизни" бумажной посуды

В торговой галлерее на Александрплац можно найти практически все что угодно. А вот в магазинах возле телевышки цены несколько ниже, но оплата исключительно наличными, что несколько обескуражило. Русскоговорящий кассир, конечно же, несколько удивил..

Домой

В этот день было ещё желание безмятежно посидеть вечером на полянке перед Бундестагом, но время уже поджимало и надо было идти на поезд обратно в Гамбург. Все тот же интерсити, аналогичный Гамбург-Берлин. Прибыл вовремя, стоянка 3-5 минут. Отбыл по графику. Прибыл в Гамбург тоже по графику.

В Гамбурге было 30 минут на пересадку в поезд до Любека и покупку билетов. Несколько удивились стойке неработающих автоматов по продаже билетов. Думали что закончилась бумага. На самом деле автоматы перезагружались и через пару минут работали уже все.

В Любеке нас ждало несколько неприятных сюрпризов: залов ожидания на вокзалах нет, автобусы в аэропорт ночью не ходят. А утром еще и оказалось, что аэропорт до 7 утра вообще закрыт. Хорошо что со всеми этими ожиданиями еще и не пошел дождь, который в это время активно заливал юг Германии.

Пробабло.

Смотря на затраты, следует не забывать, что путешествие было в 2013-м году, и 1 евро тогда стоил около 10 грн.

Учитывая отношение (любовь) Германии к групповым поездкам и билетам, приведено сравнение индивидуального бюджета для описанного путешествия группой из 2-х и 5-ти человек. Для 5-ти человек есть правда небольшое отхождение от изначального маршрута: Гамбург-Берлин-Гамбург предлагается ехать на поездах Regio вместо Ineter City Express (время в пути на 40 минут больше в одну сторону).

Так что, когда собиретесь ехать в Германию в следующий раз, берите с собой друзей, они вам помогут сэкономить. Дружить это не только приятно, но и выгодно.