Давным-давно, ещё за более чем полгода до начала самого путешествия одна розовая и незатейливая лоукост авиакомпания открыла направление Киев-Милан. Что тут началось. Планирование викендов, летних отдыхов, Пасха, свадьба и новоселье в Милане. Впрочем остались только мысли по поводу 3-5 дней в Италии с осмотром нескольких городов и возможных окрестностей.
Вопрос визы решали напрямую через визовый отдел итальянского консульства в Киеве. На визовом центре решили экономить, хоть и почерпнули с сайта важную информацию о подготовке документов. Предварительная запись на прием через е-мейл, указанный на сайте. Подготовка документов согласно списка. Подача в назначенный день. Оплата визового сбора 35 евро тут же, в гривнах по курсу. Плюс 60 гривен с каждого паспорта за курьерскую доставку документов обратно.
Хмурым февральским субботним днем мы проходили процедуры подготовки пассажиров к авиаперелету в аэропорту "Киев". Чек-ин, "авиационная безопасность", таможня, паспортный контроль, дьютифри (замечу наперед, более дорогое чем на обратном пути, но больше выбор: виски Jameson в бутылке 1 литр 19 евро в Киеве, 16,5 евро в Бергамо), погрузка в самолет. "Розовые" стюардессы вещали способы спасения в случае аварии, самолет подрагивая выруливал на взлет. Серая и холодная погода сменилась солнечным приветливым днем, как только самолет перелетел Альпы и начал заходить на посадку, нарезая круг вокруг Бергамо. После посадки при выходе с самолета дул слегка прохладный ветер, на платформах помимо нашего стояли самолеты других авиакомпаний. Много было самолетов Ryanair.
Очень красочно про аэропорт написано и показано в блоге Александра Чебана.
Для тех кто не смотрел карту, аэропорт находится не в самом Милане, а в пригороде, возле города Бергамо. Добраться от аэропорта в Милан можно несколькими способами, примерно равными по цене и затрачиваемому времени (автобус+поезд, автобус). Ещё в Киеве были куплены билеты на трансфер автобусом (туда и обратно) с аэропорта в Бергамо к центральному железнодорожному вокзалу в Милане. Компания заявляла что принимает к оплате карты VISA и платежи по PayPal. Авторизовать украинскую VISA не удалось. Оплату пришлось производить по PayPal, что оказалось на 2% дороже. В принципе, этого можно в следующий раз и не делать. На таких же как и "онлайн" условиях (5 евро в одну сторону, 9 евро "туда-обратно") билеты продаются и в Бергамо, и в Милане. И даже не одной транспортной компанией. Есть так же прямой трансфер из аэропорта Бергамо в аэропорт Мальпенса (опять же, билеты можно купить на выходе из здания аэропорта), для летящих с пересадкой.
Центральный вокзал Милана является одним из главных вокзалов Европы. Вокзал был торжественно открыт в 1931 году и заменил собой старый вокзал (1864 года постройки), который уже не справлялся в возросшим пассажиропотоком в связи с открытием туннеля Sempione в 1906 г.
По материалам Вики Педии.
От вокзала до центра можно добраться на метро. Стоимость одноразовой поездки 1.5 евро с человека. За 6 евро можно приобрести дневной проездной. Билеты можно купить в киосках прессы, по продаже сигарет (с надписью "Tabacchi") , автоматах самообслуживания на станциях, в кассах на станциях. "One/Two ticket(s), please" все понимают. В автоматах меню продублировано на нескольких языках. В том числе и английский. Сеть метро в городе очень развита. Лучше иметь под рукой (или в КПК) удобночитаемую карту линий, чтоб не пропустить нужную остановку или пересадку. Заблудится в пешеходных тоннелях метро крайне сложно. Везде размещены указатели, смысл которых понятен без знания итальянского; есть дублирование надписей на английском.
Выйдя с метро на Piazza del Duomo я был несколько ошарашен двумя вещами: масштаб ещё средневекового строительства поражал воображение; и обилие навязчивых афроамериканцев, афроитальянцев, негров. Вход в собор бесплатный. На входе поверхностно проверяют на колюще-режущее. Бегло понимают английский.
После выхода из собора мы не могли не завернуть на бутиковую аллею, раз уж оказались в центре европейской законодательницы моды. Аллея представляет собой крытый пассаж протяженностью почти километр со множеством витрин бутиков ,кафешками и т.д. Февраль - время скидок, чем черт не шутит, думали мы, вдруг попадется дешевый какой-нибудь Луи Виттон. К сожалению, понятие "дешевый Луи Виттон" ограничивается сумками по 20 евро у афро- и азиоитаьлянцев (похоже, понятия "скидки", "сезон-несезон" их счастливо обходят стороной). Заканчивается аллея неожиданным выходом к памятнику Леонардо да Винчи. На этом мы приостановили свое знакомство с Миланом и вернулись на вокзал. На позднюю ночь у нас было назначено свидание с Римом. Для справки: расстояние между Миланом и Римом около 500 километров, примерно соизмеримо с расстоянием от Киева до Одессы. Нам понадобилось 3 часа, чтоб сменить обстановку. Спонсор такого мероприятия отнюдь не очередной авиалоукост, но до лоукоста ему очень близко. Итальянские скоростные железные дороги (англ. Википедия по железнодорожному транспорту в Италии). С июня 2012 компания стартовала продажу билетов через интернет с возможностью получить значительную скидку под девизом "Через всю Италию за 9 евро". Поймать билеты по 9 евро на все нужные нам направления нам не удалось, но на поезд Милан-Рим билеты обошлись по 19 евро, что значительно дешевле, чем лететь лоукостом (EasyJet) по такому же маршруту (с учетом трансфера в/из аэропорты). Причем, при покупке на вокзале в день отъезда аналогичный билет стоил 92 евро. Для покупки билета через интернет понадобится карта VISA. Рекомендую выбрать все необходимые билеты "в корзину" и произвести оплату одной транзакцией. В интернете много написано о том, что вторую транзакцию по карточке не пускает система безопасности итальянских банков в течении шести месяцев. Проверять не стал. Общая информация о процессе покупки более подробно расписана тут.
Экстерьер и интерьер поезда меня очень поразил. Плавные линии, автоматика на дверях, шумоизоляция (то, что поезд движется очень-очень быстро можно понять только от того, что закладывает уши). Розетка 220 Вольт для каждого пассажира. Информационные объявления с дублированием на английском, информационные вывески с дублированием не только на английском. Омрачал картину платный Интернет в поезде - 0.01 евро 24 часа пользования (юмор). Оплатить можно онлайн со своего компьютера, КПК, смартфона при наличии банковской карты. Код доступа показывают сразу после оплаты, присылают на е-мейл и указанный мобильный телефон (украинские номера тоже обрабатывают).
В Рим поезд прибыл без опоздания. По дороге в отель обратил внимание на достаточно большой супермаркет недалеко от вокзала и отеля. В здании самого вокзала есть SPAR, но по асортименту и ценам он значительно уступает. По улице было множество ресторанов, пиццерий, кафе. Наконец-то нашли нужный нам адрес . Рецепция находится отдельно от номеров. На рецепции понимают английский. Объяснили как можно попасть к основным местам интереса в Риме, какие маршруты общественного транспорта нам пригодятся. Правда много из рассказанного не запомнили. :)
Завтракать утром в воскресенье пришлось холодными гамбургерами с холодным же кофе в МакДональдсе. К неприятности обнаружили, что по воскресеньям в Риме ранее 11 утра работать считается плохим тоном у коренных итальянцев.
Зато попали на какой-то праздник жизни, проводимый с участием стилизированных конструкций, напоминающих порой автомобиль.
До Ватикана добрались на метро. Так же как и в Милане, понятные указатели. Проездные билеты продают как в кассах, так и в автоматах на станциях. Одноразовый билетик 1.5 евро. Билет на весь день - 6 евро.
Проход с Италии в Ватикан (вход на площадь Святого Петра) свободный. Но для прохода в Собор Святого Петра надо выстоять километровую очередь и пройти через детектор метала. Очередь движется достаточно быстро, несмотря на то, что очень большая.
Собор огромен. Собор очень огромен и очень масштабный. Масштабы карательных экспедиций святых инквизиций, которые нашли средства на его постройку, просто не помещаются в голове. Это самый большой храм христианства, с самым большим количеством христианских святынь - главная,конечно же, гробница св.Петра, над которой установлен огромный бронзовый балдахин Бернини (его колонны, считается,были отлиты из бронзовых статуй Пантеона - одна религия уступила место другой). Грандиозность и громадность собора немного уравновешивается его изящностью, и глядя на балдахин, даже не осознаешь, что всего лишь один он высотой с 5-этажный дом. Следующие святыни тоже неплохого масштаба - кафедра св.Петра с деревянным троном апостола (ну,это,вероятно,уже точно копия), кусочек древесины с креста, на котором был распят Иисус( даже с гвоздями), железо копья страдания Христова, мощи Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и еще нескольких святых, не говоря уже о Папах; ну и само собой святыни изобразительного содержания - "Пьета" Микеланджело самая известная из них, (мастер создал ее,когда ему было всего 24, и это единственная скульптура с его подписью), находится за стеклом вдали от людского вандализма: когда-то один из посетителей пытался испортить статую; памятник св.Петру ( с зацелованными паломниками ступнями), многочисленные надгробия, статуи, чаши со святой водой и т.д. В левом нефе находится вход в сокровищницу собора (вход 7 евро) и сувенирный магазин. Главная гордость сокровищницы - крест Юстиниана - позолоченный серебряный крест с большими драгоценными камнями, подаренный в V веке императором Византии римскому Папе. Гордостью крест стал по нескольким причинам - в основном потому, что в нем, по преданию, находится частичка креста Иисуса, и плюс императорская надпись Юстиниана и его жены, возраст реликвии. Ну а главная гордость - реставрация креста, после которой он стал выглядеть так, как во времена дарения( до этого времени крест был изменен до неузнаваемости из-за почернения металла и неудачной реставрации). На самом деле, в сокровищнице и без того хватает золотых крестов, дарохранительниц, украшений, перстней - так,что от блеска золота начинает рябить в глазах, и после 20-го креста все сливается. Обязательно кресты были украшены драгоценными камнями, т.к. они несли в себе символичное значение ( например, изумруды и сапфиры на кресте Юстиниана были символами правящего дома Византии, лазурит означал ясность, правдивость, рубины - пролитую кровь мучеников). В музеи же Ватикана попасть не удалось сначала из-за выходного по расписанию, а затем из-за выходного по случаю дня рождения Ватикана - 11 февраля ( да, и это было именно в ту ночь, когда ударила молния в крест на Соборе св.Петра).
Желающие могут так же посетить купол собора. Почти на самой его вершине есть смотровая площадка. Вход платный: 5 евро. Идти пешком вверх очень долго и много ступенек. Местами проход очень узкий. У кого кость широкая, может остаться в проходе на долго. За 7 евро предлагают подняться на лифте. И вот тут как раз не стоит прельщаться - лифт везет только на крышу собора. До вершины купола ещё идти достаточно долго.
До Колизея добрались на метро, выход из которого выводит как раз к остаткам постройки. На станции полно фастфудов, кафе, пиццерий. Понимают бегло английский. Но все же предпочитают изъясняться на итальянском. Рядом с Колизеем, возле холма Палатин - самого древнезаселенного, населяемого еще этрусками, находятся раскопанные остатки древнеримских форумов. Скорее всего, из-за позднего времени (16:30) проход на территорию Колизея и раскопок (Форума) уже был закрыт.
Довольствовались малым. От Колизея в условно центр города ведет улица (Via del Fori Imperiali), которая вечером, как я понял, пешеходная. Идет она по исторической части Рима, так что с обеих сторон от нее находятся остатки форумов, колонна Траяна, базилика.Выходит она на Via del Corso. Последняя запомнилась тем, что на ней полно бутиков с всевозможными распродажами (февраль, опять же). Как ни странно, при распродажах цены ниже украинских. Если сравнивать с увиденным на улицах Милана, цены в Милане больше, а выбор меньше. Фонтан де Треви находится невдалеке и по пути в отель. Вечером очень красивая подсветка, безумное количество народа и снова афро- и азиоитальянцев, которые предлагают сфотографировать тебя за деньги на их фотоаппарат - естественно, в наше время кэнонов-мыльниц-планшетов-айфонов желающих что-то не наблюдается.
Все тем же вечерним скоростным поездом на следующий день успешно доехали до Флоренции (по 9 евро за билет). К несчастью, погода несколько изменила планы. Лил дождь. Убежали в отель перепланировать завтрашний маршрут с Wi-Fi, теплом и радушием обогревателя в номере. Не забываем, февраль месяц. Отель представляет собой гостевой дом, хозева которого уезжают по вечерам к себе домой. Но несмотря на дождь, после непродолжительного разговора "Мы все-таки приехали, встречайте нас", хозяин отеля резво примчался на скутере. Немного удивился дешевизне, по которой продал нам номер, но каких-либо возмущений не было. Отель размещен возле железной дороги, но каких-либо звуков от неё услышать не пришлось. Заранее уточнили как и на чем можно быстро попасть в исторический центр, где покупать билеты.
К историческому центру (оно же остановка "Железнодорожный вокзал") можно попасть на автобусе, ходят по расписанию. Билеты продаются в табачных киосках возле остановки (1.2 евро) или в транспорте (1.7 евро). Билеты надо компостировать при входе. Компостер находится в одной коробке с автоматом по продаже билетов в автобусе. Понять принцип работы без помощи любезных местных жителей не получилось.
До поезда обратно в Милан оставалось часа два-три, посещением галереи Уффици пришлось пренебречь. Исключительно осмотр экстерьеров. Самая известная площадь - Площадь Синьории, на которой располагается бывшая резиденция герцогов Медичи - Палаццо Веккьо, перед входом в которую независимо посматривает налево копия статуи Давида. Палаццо снаружи лишено изящества барокко, скорее напоминает средневековые замки. Сейчас в нем расположен музей, но у нас хватало времени полюбоваться на Давида и Персея Челлини. А вот Персей, как говорят, уже оригинал. А еще гиды говорят, что по версии женской половины населения, у Персея самые сексуальные ягодицы. Не совсем ясно, среди кого проводился конкурс. Среди мужских статуй? Вообще произведений искусства? На Флоренцию нужно однозначно больше времени, чем жалкие полдня - родина Возрождения, современного итальянского языка, Боттичелли, Да Винчи, Микеланджело...
Кстати, по центральной части города движение запрещено. Только служебный транспорт и дизельный маршрутный миниавтобус.
По дороге в Милан во все том же высокоскоростном поезде (на этот раз опять по 19 евро за билет), мое внимание привлек журнал, издаваемый железнодорожной кампанией.
Запомнилось, что планируют вводить на участке Милан-Рим поезд с максимальной скоростью 450 км/час и курсовой скоростью 300 км/час, а также, что сеть скоростных магистралей начали строить в 1993 году. Т.е. за менее чем 10 лет страна, в которой постоянные забастовки и политическая нестабильность (а ещё не забывайте про расширенный обеденный перерыв днем), смогла предоставить своим гражданам способ быстро и комфортно перемещаться по всей стране, порой даже быстрее чем на самолете (учитывая подъезды, отъезды, регистрации, авиационные проверки).
А в Милане-то за прошлую ночь, пока во Флоренции лил дождь, выпал снег. Было несколько непривычно видеть снег там, где ещё позавчера светило солнце и было +8. Успели посмотреть еще замок Сфорца, примечательный тем, что его строили те же архитекторы, что и Кремль в России. Ничего не напоминают зубчатые башенки из красного кирпича?. Немного непривычно.
На всякий случай уточнили у представителей компании, организовывающей трансфер в аэропорт, можно ли поехать в аэропорт раньше времени указанного в билете. Да, можно, в случае наличия мест.
Чтоб быстро все успеть, громоздкие вещи сдавали в камеру хранения - перед выходом на платформу на вокзале в Милане. 3 часа 5 евро.
Напоследок заскочили в академию изящных искусств. Вход платный (20 евро с человека), внутри фотографировать запрещено.
В центре Милана нет такого количества магазинов с распродажами, в отличии от via Del Corso в Риме. Да и цены вообще не похожи на Римские. И закусочные-пиццерии на 3-6 евро дороже.
Автобус подвозит прямо ко входу в терминал. Замеченный при прилете торговый центр уже будет поводом прилететь ещё раз.
В феврале 2013 года чек-ин (печать посадочного талона) в аэропорту Бергамо бесплатный. Но можно и с заранее распечатанным талоном приходить. Рюкзаки просят "отправлять в полет" через отдельное багажное окошко в зале регистрации, объясняя, что иначе может зацепиться лямками за что-либо и навеки остаться в Италии. Приятный бонус для путешествующих RyanAir и WizzAir: все взятое в дютифри багажом и какой-либо ручной кладью не считается.
Время прилета в Киев у рейса достаточно позднее, поймать такси дешевле авиаперёлета в полночь - отдельный аттракцион, но совершенно не страшный.
Посчитав все дома, ещё раз убедились, что за границей каждому надо меньше шляться по кафе и, особенно, ресторанам. Даже если день рождения.