Миланский возкал

Low Cost Италия. Рим, Флоренция, Милан, Ватикан. Февраль 2013.

Давным-давно, ещё за более чем полгода до начала самого путешествия одна розовая и незатейливая лоукост авиакомпания открыла направление Киев-Милан. Что тут началось. Планирование викендов, летних отдыхов, Пасха, свадьба и новоселье в Милане. Впрочем остались только мысли по поводу 3-5 дней в Италии  с осмотром нескольких городов и возможных окрестностей.

Вопрос визы решали напрямую через визовый отдел итальянского консульства в Киеве. На визовом центре решили экономить, хоть и почерпнули с сайта важную информацию о подготовке документов. Предварительная запись на прием через е-мейл, указанный на сайте. Подготовка документов согласно списка. Подача в назначенный день. Оплата визового сбора 35 евро тут же, в гривнах по курсу. Плюс 60 гривен с каждого паспорта за курьерскую доставку документов обратно.

Аэропорт киев, февраль 2013, мрачноватенько. Торговый центр рядом с аэропортом, как бы зазывает скупится и полететь домой вечерним рейсом

Хмурым февральским субботним днем мы проходили процедуры подготовки пассажиров к авиаперелету в аэропорту "Киев". Чек-ин, "авиационная безопасность", таможня, паспортный контроль, дьютифри (замечу наперед, более дорогое чем на обратном пути, но больше выбор: виски Jameson в бутылке 1 литр 19 евро в Киеве, 16,5 евро в Бергамо), погрузка в самолет. "Розовые" стюардессы вещали способы спасения в случае аварии, самолет подрагивая выруливал на взлет. Серая и холодная погода сменилась солнечным приветливым днем, как только самолет перелетел Альпы и начал заходить на посадку, нарезая круг вокруг Бергамо. После посадки при выходе с самолета дул слегка прохладный ветер, на платформах помимо нашего стояли самолеты других авиакомпаний. Много было самолетов Ryanair.

Очень красочно про аэропорт написано и показано в блоге Александра Чебана.

Описание интернет сайта компании перевозчика с аэропорта в Бергамо  Автобусы компаний, организовывающих перевозку пассажиров с аэропорта в город и соседние аэропорты  Автобусы компаний, организовывающих перевозку пассажиров с аэропорта в город и соседние аэропорты

Для тех кто не смотрел карту, аэропорт находится не в самом Милане, а в пригороде, возле города Бергамо. Добраться от аэропорта в Милан можно несколькими способами, примерно равными по цене и затрачиваемому времени (автобус+поезд, автобус). Ещё в Киеве были куплены билеты на трансфер автобусом (туда и обратно) с аэропорта в Бергамо к центральному железнодорожному вокзалу в Милане. Компания заявляла что принимает к оплате карты VISA и платежи по PayPal. Авторизовать украинскую VISA не удалось. Оплату пришлось производить по PayPal, что оказалось на 2% дороже. В принципе, этого можно в следующий раз и не делать. На таких же как и "онлайн" условиях  (5 евро в одну сторону, 9 евро "туда-обратно") билеты продаются и в Бергамо, и в Милане. И даже не одной транспортной компанией. Есть так же прямой трансфер из аэропорта Бергамо в аэропорт Мальпенса (опять же, билеты можно купить на выходе из здания аэропорта), для летящих с пересадкой.

Центральный вокзал Милана является одним из главных вокзалов Европы. Вокзал был торжественно открыт в 1931 году и заменил собой старый вокзал (1864 года постройки), который уже не справлялся в возросшим пассажиропотоком в связи с открытием туннеля Sempione в 1906 г.

По материалам Вики Педии.

 Одно из многочисленных табло, отображающее ближайшие скоростные поезда Вход в метро сразу возле железнодорожного вокзала в Милане Миланский возкал

От вокзала до центра можно добраться на метро. Стоимость одноразовой поездки 1.5 евро с человека. За 6 евро можно приобрести дневной проездной. Билеты можно купить в киосках прессы, по продаже сигарет (с надписью "Tabacchi") , автоматах самообслуживания на станциях, в кассах на станциях. "One/Two ticket(s), please" все понимают. В автоматах меню продублировано на нескольких языках. В том числе и английский. Сеть метро в городе очень развита. Лучше иметь под рукой (или в КПК) удобночитаемую карту линий, чтоб не пропустить нужную остановку или пересадку. Заблудится в пешеходных тоннелях метро крайне сложно. Везде размещены указатели, смысл которых понятен без знания итальянского; есть дублирование надписей на английском.

Миланский Кафедральный собор Интерьер в Кафедральном соборе Интерьер в Кафедральном соборе Торговый пасаж возле собора

Выйдя с метро на Piazza del Duomo я был несколько ошарашен двумя вещами: масштаб ещё средневекового строительства поражал воображение; и обилие навязчивых афроамериканцев, афроитальянцев, негров. Вход в собор бесплатный. На входе поверхностно проверяют на колюще-режущее. Бегло понимают английский.

Согласно подписи, это памятник одной из черепашек-нинзя Инсталяция на одной из витрин в торговом пассаже Милана Торговый пасаж возле собора

После выхода из собора мы не могли не завернуть на бутиковую аллею, раз уж оказались в центре европейской законодательницы моды. Аллея представляет собой крытый пассаж протяженностью почти километр со множеством витрин бутиков ,кафешками и т.д. Февраль - время скидок, чем черт не шутит, думали мы, вдруг попадется дешевый какой-нибудь Луи Виттон. К сожалению, понятие "дешевый Луи Виттон" ограничивается сумками по 20 евро у афро- и азиоитаьлянцев (похоже, понятия "скидки", "сезон-несезон" их счастливо обходят стороной). Заканчивается аллея неожиданным выходом к памятнику Леонардо да Винчи. На этом мы приостановили свое знакомство с Миланом и вернулись на вокзал. На позднюю ночь у нас было назначено свидание с Римом. Для справки: расстояние между Миланом и Римом около 500 километров, примерно соизмеримо с расстоянием от Киева до Одессы. Нам понадобилось 3 часа, чтоб сменить обстановку. Спонсор такого мероприятия отнюдь не очередной авиалоукост, но до лоукоста ему очень близко. Итальянские скоростные железные дороги (англ. Википедия по железнодорожному транспорту в Италии). С июня 2012 компания стартовала продажу билетов через интернет с возможностью получить значительную скидку под девизом "Через всю Италию за 9 евро". Поймать билеты по 9 евро на все нужные нам направления нам не удалось, но на поезд Милан-Рим билеты обошлись по 19 евро, что значительно дешевле, чем лететь лоукостом (EasyJet) по такому же маршруту (с учетом трансфера в/из аэропорты). Причем, при покупке на вокзале в день отъезда аналогичный билет стоил 92 евро. Для покупки билета через интернет понадобится карта VISA. Рекомендую  выбрать все необходимые билеты "в корзину" и произвести оплату одной транзакцией. В интернете много написано о том, что вторую транзакцию по карточке не пускает система безопасности итальянских банков в течении шести месяцев. Проверять не стал. Общая информация о процессе покупки более подробно расписана тут.

High speed train Frecciarossa Действительно high speed train Интерье скоростного поезда в Италии Контрольный замер скорости Ищем Wi-Fi Внешний вид вагона скоростного поезда Милан-Рим

Экстерьер и интерьер поезда меня очень поразил. Плавные линии, автоматика на дверях, шумоизоляция (то, что поезд движется очень-очень быстро можно понять только от того, что закладывает уши). Розетка 220 Вольт для каждого пассажира. Информационные объявления с дублированием на английском, информационные вывески с дублированием не только на английском. Омрачал картину платный Интернет в поезде - 0.01 евро 24 часа пользования (юмор). Оплатить можно онлайн со своего компьютера, КПК, смартфона при наличии банковской карты. Код доступа показывают сразу после оплаты, присылают на е-мейл и указанный мобильный телефон (украинские номера тоже обрабатывают).

В Рим поезд прибыл без опоздания. По дороге в отель обратил внимание на достаточно большой супермаркет недалеко от вокзала и отеля. В здании самого вокзала есть SPAR, но по асортименту и ценам он значительно уступает. По улице было множество ресторанов, пиццерий, кафе. Наконец-то нашли нужный нам адрес . Рецепция находится отдельно от номеров. На рецепции понимают английский. Объяснили как можно попасть к основным местам интереса в Риме, какие маршруты общественного транспорта нам пригодятся. Правда много из рассказанного не запомнили. :)

Парковка местного транспорта на улице Рим Ему не повезло так как тебе, он не протирает штаны в офисе Рим, министерство экономики Рим, министерство экономики Итальянский дворик Итальянский дворик Рим Внутренинй двор постройки в которой находится отель Парад на площади Republica Парад на площади Republica Carabineri на параде

Завтракать утром в воскресенье пришлось холодными гамбургерами с холодным же кофе в МакДональдсе. К неприятности обнаружили, что по воскресеньям в Риме ранее 11 утра работать считается плохим тоном у коренных итальянцев.

Парад на площади Republica Carabineri на параде Парад на площади Republica Фонтан на площади Republica Фонтан на площади Republica Фонтан на площади Republica

Зато попали на какой-то праздник жизни, проводимый с участием стилизированных конструкций, напоминающих порой автомобиль.

До Ватикана добрались на метро. Так же как и в Милане, понятные указатели. Проездные билеты продают как в кассах, так и в автоматах на станциях. Одноразовый билетик 1.5 евро. Билет на весь день - 6 евро.

"Боковой вход" в Ватикан Ворота в Ватикан

Проход с Италии в Ватикан (вход на площадь Святого Петра) свободный. Но для прохода в Собор Святого Петра надо выстоять километровую очередь и пройти через детектор метала. Очередь движется достаточно быстро, несмотря на то, что очень большая.

Площадь St.Marco Ватиканский собор Святого Марка Площадь St.Marco Площадь St.Marco Экстерьеры Ватикана 46472688 Площадь St.Marco Площадь St.Marco Слобор Святого Марко, Ватикан Направления частей света от креста на шипле в Ватикане Направления частей света от креста на шипле в Ватикане Слобор Святого Марко, Ватикан

Собор огромен. Собор очень огромен и очень масштабный. Масштабы карательных экспедиций святых инквизиций, которые нашли средства на его постройку, просто не помещаются в голове. Это самый большой храм христианства, с самым большим количеством христианских святынь - главная,конечно же, гробница св.Петра, над которой установлен огромный бронзовый балдахин Бернини (его колонны, считается,были отлиты из бронзовых статуй Пантеона - одна религия уступила место другой). Грандиозность и громадность собора немного уравновешивается его изящностью, и глядя на балдахин, даже не осознаешь, что всего лишь один он высотой с 5-этажный дом. Следующие святыни тоже неплохого масштаба - кафедра св.Петра с деревянным троном апостола (ну,это,вероятно,уже точно копия), кусочек древесины с креста, на котором был распят Иисус( даже с гвоздями), железо копья страдания Христова, мощи Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и еще нескольких святых, не говоря уже о Папах; ну и само собой святыни изобразительного содержания - "Пьета" Микеланджело самая известная из них, (мастер создал ее,когда ему было всего 24, и это единственная скульптура с его подписью), находится за стеклом вдали от людского вандализма: когда-то один из посетителей пытался испортить статую; памятник св.Петру ( с зацелованными паломниками ступнями), многочисленные надгробия, статуи, чаши со святой водой и т.д. В левом нефе находится вход в сокровищницу собора (вход 7 евро) и сувенирный магазин. Главная гордость сокровищницы - крест Юстиниана - позолоченный серебряный крест с большими драгоценными камнями, подаренный в V веке императором Византии римскому Папе. Гордостью крест стал по нескольким причинам - в основном потому, что в нем, по преданию, находится частичка креста Иисуса, и плюс императорская надпись Юстиниана и его жены, возраст реликвии. Ну а главная  гордость - реставрация креста, после которой он стал выглядеть так, как во времена дарения( до этого времени крест был изменен до неузнаваемости из-за почернения металла и неудачной реставрации). На самом деле, в сокровищнице и без того хватает золотых крестов, дарохранительниц, украшений, перстней - так,что от блеска золота начинает рябить в глазах, и после 20-го креста все сливается. Обязательно кресты были украшены драгоценными камнями, т.к. они несли в себе символичное значение ( например, изумруды и сапфиры на кресте Юстиниана были символами правящего дома Византии, лазурит означал ясность, правдивость, рубины - пролитую кровь мучеников). В музеи же Ватикана попасть не удалось сначала из-за выходного по расписанию, а затем из-за выходного по случаю дня рождения Ватикана - 11 февраля ( да, и это было именно в ту ночь, когда ударила молния в крест на Соборе св.Петра).

Вид на собор со смотровой площадки под куполом Роспись купола собора Вид с Ватикана в Италию Фрагменты на дверях подробно разъясняют, что ждет всех потенциальных еретиков Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка Микеланджело Пьета, 1499 г., Мрамор. В соборе размещена статуя Пьета, авторства Микеланджело Вход в музей при соборе Швейцарская гвардия "Эмблема местной хеви-метал группы" Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка Интерьеры Ватиканского собора Святого Марка

Желающие могут так же посетить купол собора. Почти на самой его вершине есть смотровая площадка. Вход платный: 5 евро. Идти пешком вверх очень долго и много ступенек. Местами проход очень узкий. У кого кость широкая, может остаться в проходе на долго. За 7 евро предлагают подняться на лифте. И вот тут как раз не стоит прельщаться - лифт везет только на крышу собора. До вершины купола ещё идти достаточно долго.

Купол сообра в Ватикане. Вид с крыши собора. Сады Ватикана Крыша Ватиканского собора Сады Ватикана Рим. Вид с купола собора Святого Марко Вид на окрестности Ватикана с купола собора Вид на окрестности Ватикана с купола собора Вид на окрестности Ватикана с купола собора

До Колизея добрались на метро, выход из которого выводит как раз  к остаткам постройки. На станции полно фастфудов, кафе, пиццерий. Понимают бегло английский. Но все же предпочитают изъясняться на итальянском. Рядом с Колизеем, возле холма Палатин - самого древнезаселенного, населяемого еще этрусками, находятся раскопанные остатки древнеримских форумов. Скорее всего, из-за позднего времени (16:30) проход на территорию Колизея и раскопок (Форума) уже был закрыт.

Остатки древнего Рима Коллезей. Рим. Табличка на фасаде римского коллезея Фрагмент коллезея в Риме Коллезей. Рим. Коллезей. Рим. Коллезей вечером Arco di Tito Фрагмент коллезея в Риме    Фонтан с питьевой водой на центральной площади в Ватикане На крыше собора Св. Петра На крыше собора Св. Петра

Довольствовались малым. От Колизея в условно центр города ведет улица (Via del Fori Imperiali), которая вечером, как я понял, пешеходная. Идет  она по исторической части Рима, так что с обеих сторон от нее находятся остатки форумов, колонна Траяна, базилика.Выходит она на Via del Corso. Последняя запомнилась тем, что на ней полно бутиков с всевозможными распродажами (февраль, опять же). Как ни странно, при распродажах цены ниже  украинских. Если сравнивать с увиденным на улицах Милана, цены в Милане больше, а выбор меньше. Фонтан де Треви находится невдалеке и по пути в отель. Вечером очень красивая подсветка, безумное количество народа и снова афро- и азиоитальянцев, которые предлагают сфотографировать тебя за деньги на их фотоаппарат - естественно, в наше время кэнонов-мыльниц-планшетов-айфонов желающих что-то не наблюдается.

Более старая модель итальянского скоростного поезда. Friccagretto. Фонтан де Треви По дороге в музеи Ватикана Улици Рима Национальная галлерея античных искусств Basilica Santa Maria Maggiore Улицы Рима

Все тем же вечерним скоростным поездом на следующий день успешно доехали до Флоренции (по 9 евро за билет). К несчастью, погода несколько изменила планы. Лил дождь. Убежали в отель перепланировать завтрашний маршрут с Wi-Fi, теплом и радушием обогревателя в номере. Не забываем, февраль месяц. Отель представляет собой гостевой дом, хозева которого уезжают по вечерам к себе домой. Но несмотря на дождь, после непродолжительного разговора "Мы все-таки приехали, встречайте нас", хозяин отеля резво примчался на скутере. Немного удивился дешевизне, по которой продал нам номер, но каких-либо возмущений не было. Отель размещен возле железной дороги, но каких-либо звуков от неё услышать не пришлось. Заранее уточнили как и на чем можно быстро попасть в исторический центр, где покупать билеты.

Piazza del Signoria, Флоренция Завтра в сухпайке. Флоренция.  Статуя на площади возле дворца Милиция, полиция, carabineri или кто там ещё может быть в Италии Железнодорожный вокзал в Флоренции Уличные зарисовки в Флоренции Уличные зарисовки в Флоренции

К историческому центру (оно же остановка "Железнодорожный вокзал") можно попасть на автобусе, ходят по расписанию. Билеты продаются в табачных киосках возле остановки (1.2 евро) или в транспорте (1.7 евро). Билеты надо компостировать при входе. Компостер находится в одной коробке с автоматом по продаже билетов в автобусе. Понять принцип работы без помощи любезных местных жителей не получилось.

До поезда обратно в Милан оставалось часа два-три, посещением галереи Уффици пришлось пренебречь. Исключительно осмотр экстерьеров. Самая известная площадь -  Площадь Синьории, на которой располагается бывшая резиденция герцогов Медичи - Палаццо Веккьо, перед входом в которую независимо посматривает налево копия статуи Давида. Палаццо снаружи лишено изящества барокко, скорее напоминает средневековые замки. Сейчас в нем расположен музей, но у нас хватало времени полюбоваться на Давида и Персея Челлини. А вот Персей, как говорят, уже оригинал. А еще гиды говорят, что по версии женской половины населения, у Персея самые сексуальные ягодицы. Не совсем ясно, среди кого проводился конкурс. Среди мужских статуй? Вообще произведений искусства? На Флоренцию нужно однозначно больше времени, чем жалкие полдня - родина Возрождения, современного итальянского языка, Боттичелли, Да Винчи, Микеланджело...

Кстати, по центральной части города движение запрещено. Только служебный транспорт и дизельный маршрутный миниавтобус.

По дороге в Милан во все том же высокоскоростном поезде (на этот раз опять по 19 евро за билет), мое внимание привлек журнал, издаваемый железнодорожной кампанией.

Железнодорожный вокзал в Флоренции Карта скоростных железнодорожных линий в Италии

Запомнилось, что планируют вводить на участке Милан-Рим поезд с максимальной скоростью 450 км/час и курсовой скоростью 300 км/час, а также, что сеть скоростных магистралей начали строить в 1993 году. Т.е. за  менее чем 10 лет страна, в которой постоянные забастовки и политическая нестабильность (а ещё не забывайте про расширенный обеденный перерыв днем), смогла предоставить своим гражданам способ быстро и комфортно перемещаться по всей стране, порой даже быстрее чем на самолете (учитывая подъезды, отъезды, регистрации, авиационные проверки).

Замок и парк возле вокзала Милан-Кадорна Замок и парк возле вокзала Милан-Кадорна Замок и парк возле вокзала Милан-Кадорна Снег в солнечной Италии Castello Sforzesco Castello Sforzesco Castello Sforzesco Castello Sforzesco
А в Милане-то за прошлую ночь, пока во Флоренции лил дождь, выпал снег. Было несколько непривычно видеть снег там, где ещё позавчера светило солнце и было +8. Успели посмотреть еще замок Сфорца, примечательный тем, что его строили те же архитекторы, что и Кремль в России. Ничего не напоминают зубчатые башенки из красного кирпича?. Немного непривычно.
На всякий случай уточнили у представителей компании, организовывающей трансфер в аэропорт, можно ли поехать в аэропорт раньше времени указанного в билете. Да, можно, в случае наличия мест.

Чтоб быстро все успеть, громоздкие вещи сдавали в камеру хранения - перед выходом на платформу на вокзале в Милане. 3 часа 5 евро.

Напоследок заскочили в академию изящных искусств. Вход платный (20 евро с человека), внутри фотографировать запрещено.
В центре Милана нет такого количества магазинов с распродажами, в отличии от via Del Corso в Риме. Да и цены вообще не похожи на Римские. И закусочные-пиццерии на 3-6 евро дороже.

Автобус подвозит прямо ко входу в терминал. Замеченный при прилете торговый центр уже будет поводом прилететь ещё раз.
В феврале 2013 года чек-ин (печать посадочного талона) в аэропорту Бергамо бесплатный. Но можно и с заранее распечатанным талоном приходить. Рюкзаки просят "отправлять в полет" через отдельное багажное окошко в зале регистрации, объясняя, что иначе может зацепиться лямками за что-либо и навеки остаться в Италии. Приятный бонус для путешествующих RyanAir и WizzAir: все взятое в дютифри багажом и какой-либо ручной кладью не считается.

Время прилета в Киев у рейса достаточно позднее, поймать такси дешевле авиаперёлета в полночь - отдельный аттракцион, но совершенно не страшный.

Посчитав все дома, ещё раз убедились, что за границей каждому надо меньше шляться по кафе и, особенно, ресторанам. Даже если день рождения.