Мемориальный комплекс на перевале Шипка.

Болгария, Сентябрь 2011.

Я уже не помню из-за чего появилась затея посетить дружественную страну. Затея была озвучена, но из-за неэкономичности решения была пересмотрена.

Трансфер и проживание мы решили доверить турфирме, обратившись в один из её офисов. За 384 евро нам(2 человека) продали трансфер автобусом и 7 ночей (завтрак включен в стоимость) в отеле на Солнечном берегу (Слънчев бряг/Sunny beach).

Трансфер.

Трансфер предполагался автобусом Neoplan модель 1996 года. Маршрут перевозки проходил по трассе Е-95. В Умани (N 48°42' 54.0", E 30°15'03.1") и Одессе ( N 46°29′12.27″, E 30°36′49.74″) подбирали пассажиров. До Одессы автобус комфортно двигался со скоростью 90-110 км/ч. После Одессы поехали в направлении Рени. Качество этого участка дороги очень плачевное. Автобус трясло, скорость передвижения значительно снизилась. К первому пограничному КПП прибыли около 21:30. Из-за специфики участка проходили сначала украинский КПП на выезд, молдаван на въезд, буквально через метров 200-300 выезжали из Модавии, а за ней румынский КПП на въезд. Каждая граница около часа времени. Далее ночной переезд по Румынии и Румыно-Болгарская граница в часов 7 утра. Что примечательно, в месте следования (N 43°44′17.39″, E 28°33′44.18″ ) Румыно-Болгарская граница имеет один пограничный КПП на две страны, где за одну остановку длительностью около 30 минут получаешь в загранке штамп про выезд и штамп про въезд. На КПП есть магазинчик (условно Dutyfree) и обменник. Работают исключительно в светлое время суток (с 8-00 и до 20-00).
В пригороде Варны( N 43 14 03.7, E 28 00 32.7) пересели с Neoplan'a в одноэтажный местный автобус с болгарским водителем. Дорога Варна-Солнечный берег проходит по горной местности, множественные серпантины, но отличное состояние дорожного покрытия. Около 100 км проехали за 1.5 часа.
На КПП при въезде в Солнечный берег у болгар возникла заминка с развозом туристов по отелям, поскольку водитель не знал расположение отелей. Для туристов в Созополь тут предполагалась пересадка, и они поехали дальше в микроавтобусе в течении 10-15 минут. Тем кому в Солнечный берег или Святой Влас, пришлось ждать минут 30 пока появится представитель принимающей стороны(Solvex), знающей расположение отелей. Большой развозящий автобус не смог через узкий проезд подвезти под саму рецепцию отеля. Аж 200 метров пришлось тащить свой огромный чемодан под знойным палящим солнцем по горячему асфальту в оазис прохлады и комфорта в здании отеля (злой юмор).

Проживание.
Отель Fiesta beach расположен в одном здании с отелем Fiesta M(N42°42' 30.6", E27°43'37.6"). Оба отеля имеют 4 "звезды". Один занимает восточное крыло, другой западное. Имеют раздельные рецепции и рестораны, совместный бассейн и пляж.

Fiesta-M & Fiesta Beach Fiesta-M & Fiesta Beach Вход в отель Вход в отель Рецепция Бассейн Ресторан Выход к бассейну

Парковка Хотел бы обратить внимание, что везде на рекламных проспектах фигурируют фотографии Fiesta M. Fiesta Beach почему-то не афишируются. "Парковка у отеля", что на фотографиях в агенствах на самом деле платная муниципальная, парковка у отеля достаточно маленькая.

Регистрация и поселение не заняло много времени. На рецепции понимают русский, английский, другие языки. Общение с персоналом отеля - на англо-русско-болгарском.
Двухместный убранный номер с балконом, garden view. За +10 евро в день можно поменять на Sea view. В номере имеется сейф, доступный за дополнительную плату (7 лева/день). Wi-Fi бесплатный, но только на рецепции. С номера ловится Wi-Fi от отеля Majestic. Но там интернет платный. Для постояльцев отеля тоже.
В здании отеля имеется обменник. Курс обмена не самый лучший (евро 1.91, доллары США 1.20), но производят обратный обмен валют, что важно при отъезде (левы на евро поменяли по курсу 1.96). Рядом находится обменник Crown, где курс более приятный, но обратный обмен не производят.
Бассейн отеля доступен всем. Пляж условно бесплатный: пользование зонтом 3.5 лева с человека, пользование шезлонгом 3.5 лева с человека. Разместившись со своими пляжными принадлежностями мы невозбранно экономили по 7 левов на человека в день. :)

Еда.
В день приезда ужинали в ресторане Fiesta M. Официант понимает русский. Было вкусно и с национальным колоритом, но решили больше не роскошествовать.
Завтрак в отеле типа "шведский стол". Ассортимент на завтрак очень-очень обширный, но изо дня в день не менялся.
Возле отеля множество магазинчиков готовых продать стакан воды по цене пепси-колы. В Солнечном берегу имеется сеть супермаркетов Zora, цены в них немного ниже, чем в магазинчиках. Однако супермаркет Mladost (N 42°41'22.0", E 27°42'08,9"), находящийся за автовокзалом, ещё больше обрадовал нас своими ценами.

Продуктовый асортимент и цены в супермаркете. Чек с Mladost

На первом этаже продуктовый отдел, на втором этаже находится хозяйственный отдел, в котором имеется косметика на основе масла из лепестков розы. Прекрасно идет на сувениры и подарки родным, родственникам друзьям.

Так же на повороте на Несебр с трассы Варна-Бургас (N 42°39′36.81″, E 27°41′37.52″) есть оптовый магазин Жаннет. В розницу тоже торгуют. Ассортимент больше чем в Mladost. На некоторые товары цены ниже.

Оптовый магазин Жанет Режим работы Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет.Асортимент и цены в Жанет. Асортимент и цены в Жанет.

Аренда машины.

На третий день пребывания в Солнечном берегу нам должны были доставить машину, об аренде которой мы договорились с болгарской фирмой ещё будучи в Украине. По e-mail представитель фирмы дал ознакомится с текстом договора (на английском). Уточнил время, стоимость доставки машины под отель (бесплатно), контактные данные, адрес подачи машины.
С опозданием на час нам доставили немного не ту машину, агент фирмы уверил, что в течении часа исправит ситуацию. Однако спустя 3-3.5 часа пришлось в вежливой форме высказать свое негодование сложившейся ситуацией. Как результат, в 15.00 (вместо 10.00) нам была предоставлена машина о которой ранее договаривались (Reno Symbol, содранная на переднем бампере справа краска; в комплектации бортовой компьютер, АБС, кондиционер, электроподъемники и может ещё что-то, чем мы не пользовались; 83 000 км пробега, при оборотах менее тысячи даже на холостом ходу в моторном отсеке что-то иногда стучало, а на оборотах более 3.5 тысячи что-то пыталось начинать посвистывать, хотя может быть последнее это нормальный режим работы двигателя), но по цене ранее привезенной машины более низкого класса, компенсировано 10 евро за издержки и предложено скорректировать время возврата машины (в нашу пользу). Итого, аренда машины на трое суток плюс пару часов - 60 евро.
Подхватив уже собранный рюкзак, мы поехали в направлении Велико Тырново.
Дороги в Болгарии с хорошим асфвальтным покрытием, по полосе в каждом направлении, дорожные знаки установлены в местах где их можно увидеть, и где они несут свою информационную нагрузку. Дорожная разметка нанесена везде и удобочитаемая. В стране есть несколько автомагистралей.  На обычных дорогах имеются "кармашки", для остановки машины. Часть дорог платные, для проезда по ним требуется так званная "виньетка". Можно приобрести на заправке. В арендуемой нами машине виньетка(и) уже была. Светофоры оборудованы таймерами обратного отсчета как для пешеходов, так и для автомобилей. Для любителей погонять на красный, есть камеры видеофиксации и (мото)полиция. А для любителей просто погонять в неположенных местах есть лежачие полицейские и полицайчики. На болгарских дорогах чувствуешь себя более уверенно, не только из-за покрытия, а и из-за учтивости и культуры вождения автомобилистов. Во всяком случае, у меня сложилось такое мнение за 4 дня аренды машины. Очень часто вдоль дорог видны ветряные электростанции.

Оборудование регулируемых перекрестков. Ветряк Дорога. Лежачий полицейский. Много маленьких лежачих полицаев. Разметка на дорогах.

Пересмотрев имеющееся в распоряжении время, на ближайшей заправке скорректировали маршрут путешествий.

Цены на бензин. Цены на бензин. Цены на бензин.

Перевал Шипа, Казанлык, Пловдив.

Теперь мы ехали в кемпинг возле города Казанлык. Кемпинг оказался на своем месте(N42°39'12.3", E25°22'43.2"), работал. На рецепции предложили различные варианты размещения. Поселились в бунгало (деревянный домик со спальным местом для двоих человек, с.у. отдельным помещением в домике). За парковку машины денег не взяли. К оплате принимали евро (по курсу 1.9) и левы. Имелось оборудование для оплаты пластиковыми картами, но попросили оплатить наличными. Работают круглый год. На территории бесплатный, но медленный Wi-Fi.

Кемпинг Територия кемпинга. Схема размещения в кемпинге. Внутренний интерьер бунгало. Внешний интерьер бунгало.
Завтракали в ресторане-кафе возле кэмпинга.

Интерьер ресторана.  Еда в ресторане Меню ресторана. Меню ресторана.
По хорошо обустроенному серпантину заехали на перевал Шипка. Несколько придорожных кафе на перевале, бесплатная парковка как возле дороги, так и возле самого мемориального комплекса.

Дорога на перевал Шипка со стороны г.Казанлык. Дорога на перевал Шипка со стороны г.Казанлык.

На соседний перевал, к непонятному издалека комплексу, и в Шипкинскую церковь мы решили не ехать. Спустились той же дорогой.

Мемориальный комплекс на перевале Шипка. Мемориальный комплекс на перевале Шипка. Мемориальный комплекс на перевале Шипка. Мемориальный комплекс на перевале Шипка.

В Казанлыке в парке (километра 3 от основной дороги через город - N42°37'32.1", E25°23'57.9") находится Тракийская гробница. Оригинал и копия.

Траккийская гробница. Оригинал. Аутентичная постройка рядом с саркофагом оригинала гробницы. Указатель прохода к копии гробницы. Вход в копию гробницы.

Посещение копии платное. Студенты 2 лева, взрослые 3 лева. Т.к. наличными у нас оставалось 4 лева, весьма своеобразно одетые смотрительницы согласились с нашим предложением, что мы студенты и денег у нас почти нет. Однако до этого сначала вынули гривен 200 разными банкнотами, двадцатки долларов, сто евро и наконец-то в глубине ксивника нашлось две потертые двушки. :)
Болгарские билеты в музеи.Нам даже вручили билеты. Их вид вызвал некоторое удивление. По количеству степеней защиты, билеты были похожи на банкноты, имели свой номинал.
Дорога в Пловдив запомнилась тем, что где-то в горах был оборудован подземный пешеходный переход в опасном для пересечения дороги месте.

Улица в Пловдиве.В Пловдиве GPS вывел нас к подножью горы с  Памятником Алёше. На храм Святого Петра, попали совершенно случайно, когда искали правильный поворот к римскому одеону (N42°08'36.6", E24°45'01.5")(проезжая мимо него на машине в тунэле думали, что это античный театр, который мы так и не нашли).

Римский одеон. Римский одеон. Римский одеон. Римский одеон.

Очень много пропустили из того что планировали из-за того, что город оказался больше, чем ожидали, а свободных мест для парковки почти нет. Мотаясь по городу на машине, ощутимо устали. Надо было оставить машину на какой-то парковке и посещать достопримечательности пешком. Случайно заехали во дворик Академии имени Кирила и Мефодия. Уж не знаю, можно или нельзя было туда заезжать, но пока мы смотрели остатки от бани, на машину никто эвакуатором не покушался.

Церковь на вершине холма. Крыши зданий возле церкви. Руины форума. Руины форума.
В Пловдиве курс обмена гораздо выгоднее, чем в курортных городах (1,39 лева за 1 доллар США). Полностью доверившись на обратной дороге навигатору, чуть не проехали автобан. Они в Болгарии есть и они очень классные. 2-3 полосы в каждом направлении с замечательным дорожным покрытием. В местах с какой-то опасностью или ухудшением дорожного полотна стоят знаки ограничения скорости до 120 км/час. Что показательно.
Поздний ужин в круглосуточном Fast Food Солнечного берега. Чушка - 2 лева/шт.  (на самом деле для русских это обыкновенный фаршированный перец). Была ещё "люта чушка".
В отель вернулись поздно ночью. На рецепции сообщили, что оставили машину, и если будут проблемы с выездом кого-то, то пусть звонят к нам. В ответ нам предложили оставить ключи и возложить заботу игры в пятнашки автомобилями персоналу отеля.

Варна.

Варна порадовала горным автобаном на подъезде к городу, со все теми же ограничениями в 120 в опасных местах.
Вспоминая вчерашний опыт, припарковали машину на платной стоянке на выезде из города. 4 лева/час.

Практически на въезде, город встретил нас травяным чаем за 50 стотинок (0.5 лева) и Успенским собором.

Успенский собор Успенский собор. Стоянка возле собора. Общий вид на Успенский собор.
Дорога к Археологическому музею (N43°12'27.7", E27°54'53.5")была "вымощена" красным асфальтом.  Вход по 5 левов. Фотографировать внутри нельзя. Даже за деньги.
Часть помещений музея закрыты. Скорее всего ремонт. В сувенирной лавке купили сувенирный набор марок за 4 лева.

По дороге к остаткам римских термов (они же бани) прошли центральную площадь в Варне. На центральной площади дорог нет. Наиболее значимые уходят в подземные тунэли, остальные проложены в объезд.
На центральной площади города, как и положено, ресторанчики, магазинчики. Иногда встречаются лотки с фруктами. Цены приятней, чем в Солнечном берегу.

Цены на фрукты в Варне. Цены на фрукты в Варне.
Руины римских термов огорожены. Скорее всего, единственная калитка со стороны (церковь) закрыта на замок.

Руины Римских термов. Руины Римских термов.

Весь приморский парк почтить своим присутствием увы не удалось. Прогулялись только возле аквапарка и до музея военной техники. Кстати, вход в него тоже оказался запертым.

Питьевой фонтан возле аквапарка. Бассейн в аквапарке. Вышка, вышище и ого-го какая вышка для прыжков в воду в аквапарке. Музейный экспонат.
Не смотря на начинающиеся сумерки, мы успели посетить горный монастырь Аладжа. Вход по 5 левов.

Парк на территории монастыря. Вид на скальный монастырь снизу. Монастырь. Вид снизу. Кельи монастыря.

Вечерняя дорога Варна-Бургас крайне тяжела. Приехали в Солнечный берег уже по темному. Не помню почему, но заехали в город через рынок, на котором торгуют как сувениркой, так и всем остальным, "по цене пепси колы" (т.е. со значительной наценкой). Нашли парковку за 2 лева/час(N42°41'50.0", E27°42'37.0") и кафе-ресторан(N42°41'47.9", E27°42'34.9"). Долго выбирали что поесть. Множественные блюда из разных запчастей животных. Но почему-то заказали пиццу и два пива. Пиво мне заменили на пепси. Хозяин угощал самодельной слабой самогонкой. Наверно вкусной. Ужин обошелся в 8 левов + 2 на чаевые-самогоночные.
Машину под отель, ключи на рецепцию.

Старый Несебр.

В день сдачи машины обратно, у нас оставалось ещё уйма времени и лишних литров бензина в бензобаке. В планах были Бургас и Несебр. Получился только Несебр. Где мы сделали как минимум две глупости:
Частная парковка.- поставили машину на частной парковке (N42°39'33.9", E27°43'33.1")при въезде в старый город за 3 лева/час, хотя в самом старом городе есть вместительные муниципальные парковки по 2 лева/час (N42°39'36.7", E27°44'06.3" и ещё одна возле речного порта);
- обменяли 20 долларов в непонятном обменнике у ворот в старый город с завлекательной вывеской, хотя Crown с более гуманным курсом обмена была метров через 20.

Завлекаловочка в обменник. Более привлекательный обменник.

Все о чем пишется в Википедии так и стоит на своих местах. Посещение всего бесплатное, только в Церковь Святого Стефана вход стоит 5 левов, а "фотобилетик" 4 лева. Старый город достаточно маленький. Все расположено достаточно компактно, поэтому конкретных координат достопримечательностей приводить не буду. Даже если заблудитесь, идите за толпой туристов, они выведут или к следующему памятнику, или из города. Город очень красивый и веет стариной. Последнее, правда, всячески пытаются исправить всевозможные торговцы  сувенирами и прочей "шавермы".

Улицы Несебра в сентябре. На улицах Болгарии. Сувенирная лавка. Несебрская постройка.

В курортных городах Болгарии (и  в Несебре тоже) встречаются предприимчивые люди, которые хотят денег за "покататься"(такси), за "позвонить домой маме"(автоматы международной связи) и за "у нас есть вкусная местная еда".

Расценки такси в г.Несебр. Международные телефоны. Расценки на международные звонки. Меню ресторана.

Возврат машины.

На обратной дороге заехали в автомойку (10 лев за inside & outside cleaning), которая находится напротив Жанет и была нам по дороге. По приезду обратно в отель, уведомили арендатора машины, что транспорт можно забирать. Представитель фирмы подъехал через минут 20-30. Ввиду описанных ранее ньюансов арендуемой машины, ожидал, что начнется словянская народная часть бизнеса (попытка получить денег за якобы причиненные нами мелкие повреждения). Но даже потертая на бампере краска (см. фото выше) не вызвала никаких непонятных ситуаций. Я отдал ключи и документы, нам пожелали приятного отпуска и счастливого дня.

Далее был ещё один день в Болгарии, который был проведен в небрежном алкобезделье, поэтому много букв по нему не пишется.

Дорога домой.

В день отъезда уточнили у местного перевозчика, когда ждать трансфер. Пообещали в 15:00 забрать нас с рецепции отеля.

Забрали в 17:00. Одних из первых: автобус был практически пустой. Далее наматывали круги по Солнечному берегу и Святому Власу, подбирая остальных отдыхающих руссо-туристо. На автобус  в Украину привезли с опозданием на 3 часа. Домой нас вез все тот же Neoplan. Но с другими водителями.

Обратно ехали той же дорогой. Болгаро-Румынская граница, за ней Румыно-Молдавская (где румынские таможенники-пограничники осматривали содержимое багажного отсека автобуса, сами сумки и багаж не смотрели), молдаване просто ставили штампы в паспорт, а Украина встретила нас рассветом в Дунайских степях. По времени границы заняли столько же сколько и при выезде из страны.

Очень хотелось домой. Но из-за ремонта на трассе (Пардон, остатках от дороги. Как вы помните, трассой дорогу Одесса-Рени назвать трудно) автобус поехал объездной дорогой, и как не старались водители, в Киев мы приехали не в 15.00, как предполагалось графиком движения, а в половину девятого вечера.

Подводя итог.

В Болгарию ездить самостоятельно можно, но дороже, чем с толпой. Болгарский сервис стремится к Европе и Турции, уже практически там находится. Но славянские корни порой рождают всякого рода косяки, которые конечно же не сравнимы с национальными (Украинскими). Проездили около 1000 км на арендуемой машине, сожгли около 60 литров бензина. Через приоткрытую дверцу посмотрел на почти Европу. Увы, многое посмотреть не удалось. Переложено в категорию "на следующий раз", которая будет уже либо на самолете, либо на собственном транспорте, автобусом в Болгарию я больше ни ногой.

В качестве сувениров и подарков с Болгарии имеет смысл везти местный алкоголь (можно даже в стекле) и местную "розовую" косметику. Сыры и прочая еда (даже в ваккумной упаковке) за сутки в багажном отсеке может стань не сувенирного и даже не съедобного вида.

При подготовке к путешествию активно пользовались Интернеты: Википедия, Гугл и Яндекс карты, Свободная вики-карта мира, торрент треккеры для поиска карт для навигаторов (Garmin 60CX, Asus A696).

На поездку потрачено (на двоих человек):

- 454 евро за туристическое обслуживание и визы;

- долларов на карте VISA Classic, наличных долларов, наличных евро в эквиваленте 3948 грн.(из которых 60 евро за аренду машины) на поездки, музеи, ночевку не в отеле, еду, подарки, сувениры, стоянка машины.

Итоговый бюджет поездки: 4585 грн. на человека. Для наглядности, имеется круговая диаграмма распределения трат по категориям.

Ну и на последок пару панорамок. Ахтунг, изображения большого размера.

Ночная панорама из окна.

Панорама Пловдива.

Панорама на перевале Шипка.

Панорама моря со Старого Несебра.